Психодрама – это метод групповой психотерапии, представляющий собой ролевую игру, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения чувств. Ведущий российский психодраматист, руководитель и тренер длительных сертификационных учебных программ Екатерина Михайлова представила на московской психодраматической конференции мастер-класс «Ревизия повседневных перемен».
Эксклюзивный репортаж с мастер-класса Екатериной Михайловой «Время и место: психодраматическая ревизия повседневных перемен», 12 июня 2016 г.
Екатерина Михайлова: «Я отродясь люблю простые вещи. Например, встречу со старыми предметами, которые живут в доме дольше одного поколения, или с какой-нибудь пустяковой привычкой… Вроде бы ничего особенного, мелочь, но именно из таких мелочей и состоит наша повседневная жизнь...» - так начался психодраматический мастер-класс.
Действительно, каждый день мы совершаем множество привычных повседневных действий - по дороге на работу или домой, или на самой работе – и, кажется, что они не несут в себе важного смысла. Но на самом деле эти действия являются совершенно бесценным ресурсом – как для самого человека, так и для психотерапевта. Что же представляет собой культура повседневности? И какие ресурсы в ней скрываются?
Культура повседневности - это образ жизни и мышления людей определенной социальной общности и исторической эпохи: нравы, обычаи, верования, привычки сознания и поведения, способы восприятия, ставшие коллективным достоянием целых классов, сословий и даже наций на определенном этапе исторического развития. Повседневное – значит привычное, обычное и близкое. Это тот жизненный порядок, в котором человек ориентируется свободно – настолько, что иногда не на все обращает внимание.
У каждого из нас есть свои увлечения, маленькие личные ритуалы или просто привычки - некие способы распоряжаться пространством и временем своей повседневной жизни, про которые мы точно знаем, что это для нас хорошо. Кто-то хранит на работе крем для рук и, открывая ящик стола, вспоминает о том, что нужно поухаживать за собой. Кто-то зажигает свечки, привезенные из Иерусалима, перед важной встречей. А кто-то читает перед сном книжку при свете ночника, который создает атмосферу покоя. Это часть нашей обычной жизни, но делая это, мы ощущаем себя более целостными, больше в мире с самими собой. Это маленькие, но, безусловно, ресурсы, которые дают нам энергию, и ими пронизана вся наша жизнь. Иногда случается так, что повседневные привычки перестают приносить нам удовольствие... И тогда это повод задуматься: почему вдруг то, что всегда радовало, стало бесполезным или ненужным? Что стоит за изменением привычного уклада жизни и что еще было утрачено или потеряно вслед за этим? Ответы на такие вопросы позволяет получить психодрама как инструмент не столько воздействия, сколько качественного исследования внутреннего мира и социальных отношений человека.
Психодрама – это метод групповой психотерапии, представляющий собой ролевую игру, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения чувств, связанных с важными для человека проблемами. Клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывает сцены, имеющие отношения к его проблемам. Сцены разыгрываются таким образом, как если бы они происходили в данный момент. Действие структурируется так, чтобы способствовать прояснению и конкретизации проблемы.
В качестве иллюстрации психодраматического метода приведем отрывок из работы Екатерины Михайловой с одним из участников мастер-класса:
Екатерина: Скажите, мы выясняем, что произошло, или мы прощаемся?
Участник: Скорее всего прощаемся…
Е: А с чем прощаемся?
У: С полем, на котором мы много лет всей семьей катались на лыжах, а теперь его застроили.
Е: Поле застроили… То есть это то, что приносило радость и вдруг исчезло из нашей жизни?
У: Да.
Е: Вам важнее было бы поругаться с тем, кто застроил, или попрощаться с полем?
У: Не знаю, у меня вопрос, как мне теперь жить?
Е: Тогда это, наверное, вопрос к полю, а не к тому, кто его застроил. Пожалуй, застройщик на такой вопрос не сможет ответить. Верно?
У: Да. Этот товарищ точно не будет на него отвечать…
Е: Вам нужно, чтобы в роли поля был один человек или несколько?
У: (задумалась) Пожалуй, несколько.
Е: Мне тоже так кажется. Тогда выбирайте несколько человек.
Участник выбирает троих человек из аудитории, а Екатерина устанавливает стул в центре круга и достает из сумки белую скатерть.
Е: Вы знаете, у меня есть очень странный предмет, который сейчас сам вынулся из моей сумки… Он совершенно не про поле – это белая вышитая скатерть. Я не знала, зачем она мне понадобится… Но сейчас мне показалось, что белый цвет мог бы символизировать заснеженное пространство, по которому на лыжах зимой… (все в аудитории улыбаются).
У: Да, похоже (улыбается).
Е: Тогда держите скатерть (обращается к троим участникам, которых выбрали на роль поля). А вы (обращается к главной участнице) говорите все, что вы хотите сказать этому полю, которого больше нет…
У: (пауза, потом с грустной интонацией) Обидно… Я бы может и сама на тебя кататься не пошла, но обидно, что тебя отобрали. Ужасно обидно, и очень много злости на этих людей, которые его застроили. Но я понимаю, что я эту злость выражать на весь Сбербанк совершенно бесполезно… (обращается к аудитории) Поле застроил Сбербанк под свой учебный центр.
Е: Действительно, есть силы, с которыми мы не только справиться не можем, но и повлиять на них не можем. Их много, они всегда рядом, время от времени они что-то дают, но чаще отбирают. Так принято. Поэтому предлагаю обучиться технике плевка (смех аудитории). Это запрещенное действие, поэтому я вам сейчас платочек дам (достает из сумки бумажный платочек).
У: А просто растоптать нельзя? (улыбается)
Е: Потоптаться вокруг можно. Пожалуйста, потопчитесь здесь вокруг всех этих построений (указывает на стул), вокруг этого центра по обучению. Что им, ей Богу, учиться в Москве больше негде?
Участница начинает громко топтаться вокруг стула.
Е: Очень хорошо…. (ждет, пока участница остановится). Все? Вы потопали так, как вам надо? У меня такое ощущение, что было бы неплохо еще и двумя ногами прыгнуть…
У: Пожалуй (прыгает громко и с довольным видом несколько раз).
Е: А вот теперь всю ядовитую слюнку, которая у вас есть, соберите и плюньте в платочек. Прямо неприлично-неприлично. И выбросите туда (показывает в сторону стула). Мы в последнее время стали слишком воспитанные. А между прочим это древнее ритуальное действие, которое всегда очень хорошо помогает.
Участница выполняет указания Екатерины. Плюет в платок и кидает его на пол.
У: Надо сказать, что после того, как враг был растоптан, я хоть смотреть на поле могу…
Е: (подсказывает) «Я могу на тебя смотреть…»
У: Я могу на тебя смотреть, я могу вспоминать, как здорово было с детьми кататься по тебе на лыжах. Конечно, дети уже давно выросли, но приятные воспоминания остались. А теперь придется искать другие места, где кататься...
Е: Отлично! А сейчас предлагаю стать частью поля, где было столько удовольствия, где была такая замечательная лыжня столько лет... Что поле говорит этой женщине, которая с ним прощается?
Участница подходит к остальным, кто держит скатерть, берется за край скатерти.
У: … (грустно) Мне больно… Потому что я ничего не могу сделать. Хотелось бы дать что-то, но не могу…
Е: Так, хорошо. Уходите оттуда, возвращайтесь в свою роль. Что еще было бы важно сказать этому исчезнувшему полю? Мне кажется, здесь важно было бы и поблагодарить…
У: Да… (пауза) Когда я смотрю на тебя, поле, несмотря на то, что тебя испортили, я же все равно тебя любила… И дети мои любили, и муж мой любил. Это были прекрасные времена, когда мы могли каждый год зимой на каникулы приехать и кататься (голос дрожит). Я благодарна тебе, поле, за это. Большое тебе спасибо.
Е: Можно подсказать? «Прощаясь с тобой, я прощаюсь и с этим временем моей семьи…»
У: Да… И я прощаюсь с этим временем моей семьи, когда мы все вчетвером могли кататься по тебе (голос дрожит), а теперь мы все по отдельности катаемся. Детки выросли…
Е: (подсказывает) То есть моя печаль не только о тебе…
У: … Моя печаль не только о тебе, но и о том времени, когда мы были молодые, детки были маленькие, и у нас было все хорошо…
Е: (подсказывает) И с этого момента для меня будет важно это не путать и не склеивать эти истории…
У: Да. Это две разные истории…
Е: (после паузы) Есть ли что-то еще, что хочется добавить?
У: Мне почему-то хочется оттуда что-то услышать… (указывает на «поле»)
Е: Ну, походите немного и встаньте около поля… Можно подержаться за скатерть…
Участница подходит к полю и берется за скатерть.
У: (пауза) Я всегда с тобой…
Е: (почти шёпотом обращается к участникам в роли поля) Попробуйте это произнести вместе, но только не хором. Лучше если каждый скажет в своем темпе, тогда это будет звучать как шелест. А ты (обращается к участнице), если хочешь, можешь закрыть глаза и послушать…
Участница стоит рядом с полем с закрытыми глазами.
Поле: Я всегда с тобой (произносят участники из роли поля)
У: Спасибо (с улыбкой на лице)
Е: Закончили?
У: Да.
Звучат аплодисменты.
Удивительно, как много живых и острых чувств могут скрываться за, казалось бы, простыми вещами. Очевидно, что эти чувства вызывают не сами объекты повседневности, а придаваемый им смысл. Привычки, ежедневные ритуалы и вещи, приносившие радость, но по какой-то причине ушедшие в прошлое, не стираются из нашей памяти. Их можно вытеснить, отложить прощание с ними, но невозможно объявить неважными или просто забыть. Потому что за этими вещами стоят изменения в нашей жизни и в нас самих. Психодрама позволяет уловить эту порой неочевидную связь и попытаться осознать и исследовать эти перемены в себе.
Photo by Ekaterina Basova-Gonzalez