Ищете психолога? Да Нет
Страна
Город
Пол
Возраст
Язык общения
Направление
Опыт
Стоимость
Рейтинг
Темы
Связь онлайн

Психотерапия онлайн

Интервью с президентом Федерации Психологов-Консультантов Онлайн Виктором Юрьевичем Меновщиковым о современных тенденциях интернет-консультирования и о том, почему пора перестать сомневаться в эффективности онлайн психотерапии.

Виктор Юрьевич, Вы являетесь президентом Федерации Психологов-Консультантов Онлайн. Пожалуйста, расскажите подробнее о вашей организации.

Федерация Психологов-Консультантов Онлайн была создана в конце 2009 года с целью распространения информации и научных сведений, публикаций по интернет-консультированию и интернет-психотерапии. Сейчас Федерация Психологов-Консультантов Онлайн реорганизована в Федерацию Психологов-Консультантов России и решает более широкий круг задач.

Как у Вас появилась идея создания Федерации Психологов-Консультантов Онлайн?

В 2005 году я искал тему для своей докторской диссертации и обнаружил массу интересных теоретических и практических данных об интернет-консультировании и интернет-психотерапии. Я понял, что существует мало  мне известная работа в Интернете, и решил сделать это темой моего научного исследования. Позже родилась идея создания сообщества психологов, которые интересуются или занимаются консультированием онлайн.

Какие виды консультирования относятся к онлайн консультированию?

В интернет-консультирование входит работа по разным каналам: прежде всего, это электронная почта, чат, а также программы, которые позволяют клиенту разговаривать с помощью аудио или видео-соединения. Допустим, Скайп.

Среди психотерапевтов есть много противников консультирования онлайн. Почему?

Когда в 2006 году я начинал консультировать в Интернете, я постоянно встречал непонимание и сопротивление. Мне говорили: “Настоящих клиентов в Интернете не бывает, они вас просто обманывают. А если не обманывают, то помочь через Интернет невозможно”.

На Западе эта практика начала бурно развиваться еще в начале 90-х. На сегодняшний день собран огромный массив данных, которые показывают эффективность не только Интернет-консультирования, но и Интернет-психотерапии самыми разными методами: начиная от психоанализа, заканчивая клиент-центрированной психотерапией. В западных исследованиях приняло участие более 11 тысяч человек, был проведен мета-анализ огромного массива публикаций. По некоторым данным, эффективность интернет-консультирования и интернет-психотерапии сопоставимы с эффективностью очного консультирования и очной психотерапии. И если кто-то из наших коллег и сейчас сомневается в эффективности онлайн работы - он просто в этом вопросе не компетентен - ничего не слышал об этом или не пробовал.

Виктор Юрьевич, расскажите про последние разработки и проекты в области Интернет-консультирования.

В прошлом году к нам на конференцию приезжал наш коллега из США Майкл Фенишел. Он рассказал о программе, которая работает с участниками боевых действий во Вьетнаме. Консультирование происходит в Интернете, где робот (представленный на сайте как военный в камуфляжной форме) в онлайн режиме задает специальные вопросы о посттравматическом расстройстве. Участники боевых действий отвечают ему. В итоге компьютерная программа делает вывод о том, есть ли у человека выраженное расстройство, нуждается ли он в помощи или нет. Если человек нуждается в помощи, программа дает координаты, куда обратиться, что для этого нужно сделать. То есть сегодня на Западе в Интернете работают не только психотерапевты, но уже и целые компьютерные программы, предоставляющие психологическую помощь.

Кроме того, за рубежом начинается активное использование специальных компьютерных игр для психотерапевтической работы. Например, уже есть аналог групповой терапии, но в виртуальном пространстве. Допустим, человек, который стесняется или человек с социальной фобией, который не хочет себя никому показывать, может выступать в этой игре в виде некого персонажа. Его персонаж вступает в социальное взаимодействие, и это взаимодействие начинает улучшать психологическое и психическое состояние этого человека.

Другой способ использования виртуальной реальности в лечении фобий – это проектирование страхов, испытываемых человеком, в виртуальном пространстве. Например, человек, который боится пауков, может работать со своей фобией в виртуальной реальности, и одновременно с психотерапевтом, который сочетает компьютерную программу с другими методами воздействия.

Зарубежные коллеги пишут о том, что интернет-консультирование и интернет-психотерапия сейчас на подъеме и будут продолжать развиваться дальше. Оказалось, что потенциал у интернет помощи гораздо больше, чем мы могли себе когда-то представить.

Давайте поговорим и про ограничения онлайн психотерапии.

Безусловно, ограничения есть. Мы не всегда понимаем, кто перед нами находится, зачастую мы не видим человека, который нам пишет. А когда нет невербальной составляющей, можно ошибиться в своих прогнозах и диагнозах. Если говорить про московскую службу помощи населению, где я заведую сектором интернет-консультирования, то мы с людьми, у которых предполагается явная психопатология либо не работаем, либо просим их перейти в формат очной или видео консультации. Когда человек выходит в Скайп, и мы его видим, он либо подтверждает наши сомнения относительно своего состояния, либо их развеивает. То есть основным противопоказанием для онлайн помощи является “ большая психиатрия”.

Относительно работы с людьми, которые находятся в кризисном состоянии, есть разные мнения. Обычно клиентов с суицидальными намерениями онлайн психологи перенаправляют в службы экстренной помощи. Хотя есть и противоположная тенденция – интернет проекты, специально направленные на помощь суицидентам. Например, один израильский проект показал положительные результаты по итогам 15 месяцев работы в чате с суицидентами. В частности, помощь получали люди, которые стеснялись обратиться за помощью очно или находились в другой стране.

Может ли психотерапевт начать консультировать онлайн без специальной подготовки?

Я считаю, не может. Хотя таких прецедентов много: психотерапевты и психологи предлагают свои услуги, не имея специальной подготовки. Среди них есть талантливые специалисты, хорошо подготовленные для работы в очном формате, но не знающие специфики интернет-консультирования, и такие специалисты могут справиться с задачей без обучения.  Но далеко не каждый психолог таким является. Среднестатистическому специалисту обучение просто необходимо!

Несколько лет назад мы провели небольшое исследование среди русскоязычных психологов, консультирующих в Интернете. Опытные супервизоры выступали в качестве экспертов и оценивали ответы психологов на запросы клиентов в Интернете. Результаты оказались шокирующими: более 50 процентов проанализированных ответов – это какая-то непонятная “дрянь”, извините за выражение. Такие психологи только позорят психологию,  им поучиться бы сначала, а потом уже предлагать свои услуги. Благодаря такому качеству онлайн услуг рождается миф о том, что в Интернете работают некомпетентные люди или только начинающие психологи. На самом деле это не так.

Сколько лет вы консультируете в Интернете? Пожалуйста, расскажите, как вы начинали. Что было самое сложное?

Непосредственно в Интернете я работаю с 2006 года, уже 9 лет. Но работать “на дистанции” я начал сразу после окончания факультета психологии Ленинградского Государственного Университета. Я консультировал на телефоне доверия, нас обучали специалисты из Великобритании. Чуть позже я занялся также перепиской с клиентами. Я писал письма от руки и отправлял клиентам, а они писали мне свои запросы и ответы.

Когда я начал заниматься интернет-консультированием, я использовал тот опыт, который был у меня наработан за более чем 10 лет консультирования на дистанции. Тем не менее, в начале у меня тоже были сложности. Я пробовал работать в разных форматах, постепенно вникал и приглядывался. Что-то получалось, иногда бывали неудачи  и даже провалы, но я понимал, что в Интернете нужно быть очень гибким, еще больше понимающим и осторожным. Когда я начал использовать видео-конференцию, мне стало интересно пробовать разные психотерапевтические методы, которыми я владел. Я использовал символдраму, работу с образами, десенсибилизацию движениями глаз и многое другое. Оказалось, что они тоже работают, и каких-то существенных нюансов, которые не давали бы использовать те или иные методы, практически нет.

Предполагаю, что некоторые моменты, которые сегодня считаются существенными в очном консультировании, в будущем отойдут на второй план. Например, контакт глаз или наличие общего пространства. Когда я начинал работать в московской службе, у меня не было технической возможности установить камеру прямо перед своим лицом, и клиенты видели меня в профиль. На мой взгляд, отсутствие контакта глаз никак не повлияло на эффективность консультирования и психотерапии. Что касается общего пространства, то многие клиенты говорили и говорят мне о том, что они не чувствуют особой разницы между очным и интернет-консультированием. Когда уже установился психотерапевтический контакт, то общее пространство появляется само собой - что в кабинете, что просто перед экраном. Безусловно, эти гипотезы нуждаются в дополнительном исследовании.

Я наверняка опять встречу критику после того, как некоторые коллеги прочитают это интервью. Но я убежден в том, что психотерапией можно и нужно заниматься через Интернет, и она приносит хорошие результаты. Об этом говорит и опыт работы, и научные исследования эффективности интернет-психотерапии.

10
Поделиться
Комментарии и вопросы
Igor Galkin 07.10.2015 в 12:52
пользователь
Один раз мне нужна была помощь моего психотерапевта, но он в тот момент находился в другой стране. Вместо того чтобы сказать мне "позвоните через 2 недели" - он запустил скайп, и мы провели консультацию в тот же день. Особой разницы я не заметил, все было супер, и консультация помогла не меньше чем те которые я получал у него в офисе.
Карягина Наталья Владимировна 02.10.2016 в 15:21
психотерапевт
Хочу поделиться своими наблюдениями. У меня есть многолетний опыт консультирования заочно и сравнения зачного и очного контакта.
Заочно идет один процесс, возникает одна картина, а при очной встрече с тем же человеком обнаруживается, что есть масса аспектов, которые игнорируются заочно (это касается и работы с видео тоже!).
Нельзя сказать, что процесс заочно не идет. Идет и приносит плоды. Но вот то, что "не видно", - как понять, если никогда не увидеть человека вживую, - оно второстепенно или оно принципиально?
При длительной психотерапии оно, я считаю, принципиально, и долго работать заочно без регулярных очных недель встреч - профанация.
При коротком консультировании (и отсутствии тяжелой патологии!) разницы может и не быть.
И еще: если человек хочет консультироваться именно заочно, при наличии возможностей на месте в очной работе, - это уже сигнал о том, насколько небезопасно он воспринимает реальность (т. е речь сразу о патологии, и это надо активно учитывать).
Мою книгу "Психологическое консультирование и психотерапия в Интернете" уже можно найти в РГБ (библиотеке Ленина).
Стоит почитать :)
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи

Необходима авторизация

Укажите Ваш электронный адрес, мы вышлем на него инструкции для восстановления пароля

Ваше событие будет добавлено
сумма 200 рублей
Оплатить
Обратная связь

Здесь вы можете задать любой вопрос, оставить замечание или пожелание

Внимание

Добавлять события могут только зарегистрированные психотерапевты и организации

Внимание!

Не все обязательные поля заполнены. Пожалуйста, внесите необходимую информацию

Внимание

Чтобы сделать публикацию в Блогах

необходимо быть авторизованным на портале
Внимание

Вы должны быть авторизованы или зарегистрированы на сайте, чтобы прочитать эту статью

Муза Конина
Клинический психолог, психотерапевт
Внимание

Записаться на консультацию могут только зарегистрированные пользователи